24 января 2020 года в Деловом центре ТПП РФ (Чистопрудный бульвар, д.5) состоялся семинар «Организация работы по ПОД/ФТ на инвестиционной платформе», подготовленный Ассоциацией «Финансовые инновации» и Ассоциацией операторов инвестиционных платформ при поддержке Совета по финансово -промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ.
С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По новому регулированию операторы инвестиционных платформ становятся субъектами Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На семинаре рассмотрены основные вопросы, связанные с формированием системы ПОД/ФТ для операторов инвестиционных платформ, в частности:
- Какие нормативные документы и должностные лица должны быть сформированы для выполнения требований 259-ФЗ и 115-ФЗ.
- Что должно быть отражено в нормативных документах.
- Как следует распределить функции и полномочия между подразделениями/сотрудниками (например, линейный менеджер по работе с клиентами, и главный бухгалтер являются сотрудниками, работающими в рамках ПОД/ФТ, но у них разный функционал, поэтому они закрывают разные аспекты ПОД/ФТ; иные ситуации и аспекты).
- Что должно быть (функционал, приказы, нормативные документы) у «ответственного за ПОД/ФТ» в операторе инвестиционной платформе (т.е., достаточно ли одного или требуется подразделение, в последнем случае — что еще у подразделения должно быть). Какие квалификационные требования к «ответственному специалисту»/сотрудникам подразделения?
- Какие отчеты и с какой регулярностью необходимо готовить. Какие каналы передачи данных.
- Какие и каким сотрудникам требуется проводить регулярные обучения/тестирования? Где и в каком виде должны храниться результаты, подтверждающие прохождение обучения/тестирования.
- Каковы особенности построения работы по ПОД/ФТ у операторов инвестиционных платформ как у финансовых некредитных организаций, в том числе каковы особенности проведения идентификации с учётом особенностей платформ (с учётом того, что лично встречаться с инвестором/заемщиком, как правило, платформы не могут — какие и как получать документы, заполнять анкеты, какую информацию требовать и как её подтверждать, и т.д.).
Рассмотрены и иные вопросы, связанные с построением системы ПОД/ФТ для операторов инвестиционных платформ.