Дорожная карта

Реализация дорожной карты развития Концепции совершенствования регулирования в национальной платежной системе – одно из важных направлений работы Ассоциации.

Программа предусматривает внесение изменений в 161-ФЗ, 115-ФЗ, а также разработку новых законопроектов и других видов документов, затрагивает вопросы упрощенной идентификации, порядка работы БПА, использования КЭСП, работы платежных агентов и агрегаторов и другие ключевые темы, влияющие на работу участников рынка. Реализация проводится в плотном взаимодействии с Банком России, Росфинмониторингом и комитетом Государственной Думы по финансовому рынку.

Ассоциация приветствует активную работу своих участников в данном направлении. Ниже представлен основной план программы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ

  1. Наряду с расширением в краткосрочной перспективе возможностей совершения операций в рамках упрощенной идентификации клиентов, разработать подход и внедрить единый идентификатор (возможно, с применением технологии блокчейн).

    2018 год. Вид документа и основные его направления: Концепция «О едином идентификаторе и единой среде идентификации», предусматривающая подходы к разработке уникального идентификатора для совершения банковских и иных операций, а также механизма взаимодействия между различными субъектами, оказывающими финансовые услуги, в целях осуществления идентификации.

    2017 год. Вид документа и основные его направления: законопроект о внесении изменений в законодательные акты: 161-ФЗ, 115-ФЗ, в рамках которых будет возможно:

    • осуществление идентификации на основании использования ранее идентифицированного электронного средства платежа (ЭСП);
    • сокращение реквизитного состава документов удостоверяющих личность при проведении идентификации;
    • использование водительского удостоверения при упрощенной идентификации;
    • расширение перечня операций при упрощенной идентификации.
  2. Расширить/уточнить перечень совершаемых операций для банковских платежных агентов (БПА): проведение полной идентификации, осуществление эквайринга ЭСП, выдача (прием) денежных средств/иностранной валюты со счетов (на счета) с использованием ЭСП, применение банковских счетов БПА для учета безналичных операций; разрешить банковским платежным субагентам проведение идентификации и операций, требующих идентификации.

    Вид документа и основные его направления: законопроект о внесении изменений в законодательные акты: 161-ФЗ, 115-ФЗ.

  3. Расширение режима использования корпоративных электронных средств платежа (КЭСП) – возможность использования КЭСП индивидуальными предпринимателями; дополнение перечня операций с использованием КЭСП переводами между различными КЭСП.

    Вид документа и основные его направления: законопроект о внесении изменений в законодательные акты: 161-ФЗ, 115-ФЗ.

  4. Для платежных агентов и платежных агрегаторов (платежных посредников) в целях минимизации рисков и устранения регуляторного арбитража определить механизмы саморегулирования деятельности;

    Вид документа и основные его направления: Рекомендации Банка России в целях снижения рисков в деятельности платежных посредников.

    Вид документа и основные его направления: Концепция законопроекта о саморегулировании деятельности ПА и платежных агрегаторов, содержащая требования к базовым стандартам в сфере ПОД/ФТ, управлению рисками, раскрытию информации, порядку осуществления контроля и надзора за их деятельностью.

  5. Разработать концепцию функционирования модели финансовых экспериментов с учетом необходимых законодательных изменений, включающих новые нормативные правовые акты, с участием профильных объединений участников рынка и саморегулируемых организаций, управляющих рисками при реализации финансовых экспериментов;

    Вид документа и основные его направления: законопроект «О функционировании модели финансовых экспериментов», устанавливающий перечень финансовых услуг и субъектов их оказывающих, в отношении которых будет применено специальное регулирование. Указанным законопроектом будут определены подходы к мониторингу и контролю со стороны регуляторов за деятельностью субъектов, включенных в специальный реестр, вводимый для указанных целей, установлен предельный срок проведения финансового эксперимента, а также определен закрытый перечень требований, которые подлежат выполнению при проведении любого финансового эксперимента.

    Вид документа и основные его направления: Постановление правительства Российской Федерации «О создании Межведомственного координационного Комитета по отбору инновационных проектов оказания финансовых услуг»[1], в состав которого включить представителей органов государственной власти и управления (Банка России, Минфина России, Росфинмониторинга) и профессиональных объединений участников финансового рынка. Предусмотреть создание при Межведомственном координационном Комитете Экспертного совета, который будет осуществлять предварительный отбор перспективных инновационных проектов оказания финансовых услуг для проведения финансового эксперимента, с последующим включение их в реестр, и мониторингом их реализации. Критерии отбора инновационных проектов оказания финансовых услуг утверждает Межведомственный координационный Комитет по отбору инновационных проектов оказания финансовых услуг по представлению Экспертного совета.

  6. В целях сохранения востребованности специалистов платежной индустрии с учетом существующих трендов обеспечить поддержание уровня их квалификации путем расширения перечня соответствующих профессиональных стандартов и установления обязательности применения данных стандартов как организациями, непосредственно оказывающими платежные услуги, так и организациями, привлекаемыми к их оказанию;

    Вид документа и основные его направления: Профессиональные стандарты в платежной индустрии, устанавливающие требования к основным категориям специалистов и руководителей.

    Вид документа и основные его направления: законопроект о внесении изменений в 161-ФЗ, предусматривающих обязательность применения профильных профессиональных стандартов.

  7. Обеспечение надлежащей защиты прав потребителей платежных услуг, в том числе при выявлении неправомерных операций с денежными средствами.

    Вид документа и основные его направления: анализ существующей практики применения статьи 9 161-ФЗ в части возмещения банком клиенту сумм операций, совершенных без согласия клиента после получения банком соответствующего уведомления. По итогам исследования могут быть подготовлены предложения по внесению изменений в статью 9 161-ФЗ.

  8. В целях создания условий для повышения доступности платежных услуг, необходимо выработать комплекс мер, направленных на расширение возможностей оказания платёжных услуг без участия кредитных организаций субъектами — операторами связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператором связи, занимающим существенное положение в сети общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

    Вид документа и основные его направления: законопроект «Об осуществлении микроплатежей», устанавливающий порядок проведения платежей на малые суммы (микроплатежей) без участия кредитных организаций с использованием средств, переданных операторам связи за услуги связи, учитывая законодательно установленный статус операторов связи как полноценных субъектов контроля за операциями клиентов, в том числе в части ПОД/ФТ.

  9. Разработка предложений по регулированию цен на платежные услуги. Стоимость услуг по осуществлению платежей влияет не только на развитие самой индустрии платежных услуг, но и на развитие отраслей, в рамках которых используются сервисы платежной индустрии.

    Вид документа и основные его направления: Концепция осуществления государственного контроля (в том числе антимонопольного) за применением рыночных цен, внедрения механизмов непосредственного регулирования цен платежных услуг, в первую очередь тех, которые существенно влияют на себестоимость иных товаров, работ или, или использование которых обязательно в силу требований законодательства.

  10. Повышение доступности платежной инфраструктуры и инструментов безналичных расчетов. Доступность — возможность использования различных платежных инструментов. Использование тех или иных платежных инструментов мотивируется множеством факторов, ключевыми из которых являются удобство, прозрачность отношений между участниками транзакций и безопасность использования. В связи с этим, одним из ключевых факторов развития платежной индустрии является баланс между регулированием и свободой использования удобных механизмов и инструментов.

    Вид документа и основные его направления: Концепция предоставления доступа к данным о счетах клиентов в кредитных организациях для провайдеров платежных услуг.

    Вид документа и основные его направления: Стандарты обмена информацией при предоставлении доступа к данным о счетах клиентов в кредитных организациях для провайдеров платежных услуг.

  11. Развитие стандартизации деятельности провайдеров платежных услуг и использования платежных инструментов.

    • Вид документа и основные его направления: Концепция замены нормативных актов Банка России (383-П. 266-П) на отраслевые стандарты.
    • Вид документа и основные его направления: Стандарты национальных платежных инструментов.

[1] В рамках реализации законопроекта «О функционировании модели финансовых экспериментов»

Узнайте подробнее о том, как вступить в АФИ,
чтобы пользоваться всеми привилегиями членов Ассоциации

Узнать подробнее